Провинции Китая http://china-tcm.ru/
Провинции Китая
Вследствие многочисленного населения и обширной занимаемой площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции Китайской Народной Республике де-юре предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако в нём фактически упразднено деление на провинции и отсутствуют округа (см. подробнее административное деление Китайской Республики).
фото провинции китая карта китая
Помимо административной роли, провинции наделены культурными признаками, и жителей определённой провинции принято наделять чертами в рамках соответствующего стереотипа. Большинство современных границ между провинциями было определёно ещё при династии Мин. С тех пор серьёзные изменения претерпело лишь административное деление на Северо-Востоке. Кроме того после прихода к власти коммунистов, следовавших советской теории национальных автономий, в Китае были учреждены автономные районы.
Уровни административного деления
В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинция, уезд (город), волость (поселок). Однако в реальности существуют ещё два уровня: округ (между провинцией и уездом) и деревня (ниже волости). Долгое время существовал также шестой уровень — районы уездного подчинения (сяньсяцюй), но в последнее время почти все они были упразднены (в 2004 году их оставалось 20 по всему Китаю).
Город (посёлок) в Китае может находиться на любом из этих уровней, и приравнивается в иерархии соответсвенно провинции, округу, уезду или волости. Городскому муниципалитету подчинена определённая территория, обычно значительно выходящая за городскую черту, внутри этой территории могут быть также подчинённые единицы — уезды и волости. По этой причине население собственно города трудно оценить — статистика обычно приводит население всей территории, подчинённой городскому муниципалитету, которая нередко во много раз превышает население города в рамках городской черты.
Каждый из уровней соответствует определённому чиновничьему рангу
Провинциальный уровень
В состав КНР входят 34 единицы провинциального уровня ( шэнцзи; реально под управлением центрального правительства — 33), включая 23 провинции, пять автономных районов, четыре города центрального подчинения и два специальных административных района. Под управлением тайваньских властей находится два города центрального подчинения и две провинции (поскольку Тайвань контролирует ничтожно маленкую площадь одной из них, провинциальные правительства были в значительной степени упразднены).
В материковом Китае провинции в теории жёстко подчиняются центральному правительству, однако на деле провинциальные власти обладают весьма широкими полномочиями в осуществлении экономической политики. Некоторые экономисты называют такую систему «федерализмом с китайской спецификой» (по аналогии с социализмом с китайской спецификой).
За исключением северовосточных провинций границы большинства провинций Китая были определены во времена династий Юань, Мин и Цин. Границы между провинциями зачастую проводились вне зависимости от культурных, лингвистических или географических границ с целью предотвратить сепаратизм и возвышение местных военачальников. В Китае об этой разнице между административными и культурными границами говорят, что они «перемежаются, словно стиснутые зубы собаки» (цюанья цзяоцо). Несмотря на это деление на провинции играет важную культурную роль, жителей каждой провинции наделяют своими чертами, укладывающимися в определённый стереотип.
Среди последних изменений в административном делении Китая поднятие Хайнаня и Чунцина до провинциального уровня и учреждение специальных административных районов Гонконг и Макао. На Тайване Тайбэй и Гаосюн были провозглашены городами центрального подчинения после отставки правительства Гоминьдана и прихода Демократической прогрессивной партии.
Провинции
1. Внутренняя Монголия (Нэй-Мэнгу) - Inner Mongolia
2. Гонконг (Сянган) Hong Kong - Административный район
3.Гуанси-Чжуанский автономный район - Guangxi
4. Макао — Macau - Административный район
5. Нинся-Хуэйский - Ningxia - автономный район
6. Провинция Аньхой (Аньхуй)
7.Провинция Ганьсу - Gansu
8.Провинция Гуандун - Guangdong
9. Провинция Гуйчжоу - Guizhou
10. Провинция Ляонин - Liaoning
11. Провинция Сычуань - Sichuan
12. Провинция Фуцзянь - Fujian
13. Провинция Хайнань (Hainan)
14. Провинция Хубэй (Húběi)
15 Провинция Хунань - Hubei
16 Провинция Хэбэй - Hebei
17 Провинция Хэйлунцзян - Heilongjiang
18 Провинция Хэнань - Henan
19Провинция Цзилинь - Jilin
20Провинция Цзянси - Jiangxi
21 Провинция Цзянсу - Jiangsu
22 Провинция Цинхай - Qinghai
23 Провинция Чжэцзян - Zhejiang
24Провинция Шаньдун - Shandong
25Провинция Шаньси - Shaanxi
Города и особенности Китая
Согласно официально принятому с конца 1950-х гг. в КНР делению, территория страны состоит из 6 крупных экономических районов. Эта схема предусматривает объединение в одном районе административных территориальных единиц высшего ранга (провинций и автономных национальных районов), неодинаково развитых в экономическом отношении, с тем чтобы способствовать их общему подъему, производственной консолидации и кооперации. Каждый район группируется вокруг исторически сложившегося промышленного ядра, включающего один или несколько больших городов. Крупные экономические районы существенно различаются между собой как по размерам, так и по той роли, которую они играют в народном хозяйстве страны.
Северо-Восточный Китай
Северо-Восточный Китай объединяет провинции Ляонин, Гирин и Хэйлун-цзян. На его долю приходится около 1/8 территории страны и менее 1/10 численности населения. Этот один из наиболее развитых в промышленном отношении районов, на который приходится 1/5 валовой промышленной продукции страны, — крупнейший производитель черных и цветных металлов, машин, электроэнергии, угля, нефтепродуктов, ряда продуктов химической промышленности, цемента, леса. Удельный вес машиностроения и металлургии в структуре промышленного производства Северо-Восточного Китая выше, чем в среднем по стране, и соответственно ниже доля текстильной и пищевой промышленности.
Энергетическую базу промышленности Северо-Восточного Китая составляют крупные запасы угля, нефти, горючих сланцев, значительные ресурсы гидроэнергии. Занимая второе место в стране по добыче угля, Северо-Восточный Китай испытывает тем не менее нехватку коксующихся углей, которая покрывается поставками из Северного Китая. Наибольшее количество угля добывается в провинции Ляонин, где расположены Фушуньские и Фусиньские копи, относящиеся к числу важнейших в стране. Ряд центров угольной промышленности, годовой производительностью по нескольку миллионов тонн имеется в северной части района.
Дацинские нефтепромыслы выдвинулись в число ведущих в Китае. Часть нефти перерабатывается в Дацине, Даляне, Фушуне, Аньшане и Цзиньчжоу. Кроме того, Дацин соединен нефтепроводами с портами Циньхуандао (откуда нефтепровод тянется далее до Пекина) и Далянем, а также с КНДР.
Северо-Восточный Китай дает значительную часть общекитайского производства электроэнергии. Тепловые электростанции имеются во всех промышленных центрах района, самые большие из них — в Шэньяне, Фушуне, Цзилине. В Северо-Восточном Китае действуют также две крупные ГЭС на реках Сунгари и Ялу (последняя — совместно с КНДР). Все важнейшие электростанции объединены системой электропередач, связанной с энергосистемой Северного Китая.
Первостепенную роль в промышленности района играет черная металлургия. На долю Северо-Востока приходится около 2/5 продукции этой отрасли Китая. Крупнейший в стране Аньшаньский металлургический комбинат осуществляет полный цикл производства, включая добычу и обогащение руды, выплавку чугуна и стали, изготовление проката, коксохимию. Комбинат базируется на местных месторождениях железных руд со сравнительно невысоким содержанием металла, поэтому одной из главных проблем его развития является обогащение руды. Часть сырья и топлива завозится из Северного Китая. Второй по масштабам металлургический центр района — комбинат в Бэньси. Несколько других металлургических заводов района производят специальные стали.
В важнейшем центре цветной металлургии Северо-Восточного Китая и всей страны — Шэньяне выплавляется медь, свинец, цинк. В Фушуне—крупнейший в стране алюминиевый завод.
Общегосударственное значение имеет машиностроение. В ряде городов района производится оборудование для металлургической, горнорудной, химической и энергетической промышленности, а также автомобили, локомотивы, суда, вагоны, станки, разные приборы.
Большое место занимает химическая промышленность: производство минеральных удобрений, соды, кислот, синтетических волокон, пластмасс, красителей, резинотехнических изделий, в ряде городов действуют коксохимические предприятия.
Сельское хозяйство преимущественно зернового направления. Ведущая зерновая культура— гаолян, который занимает около 1/4 посевной площади. Особенно широко он распространен в южной части района— долине р. Ляохэ. На долю Северо-Восточного Китая приходится более 1/3 сбора этой культуры в стране. Повсеместно выращивается чумиза. Кукуруза и рис сосредоточены в более влажной юго-восточной части района. На севере страны преобладает яровая пшеница.
Из технических культур важна соя; на долю Северо-Восточного Китая падает около 2/5 сбора этой культуры в стране. Посевы сои концентрируются на севере района. Здесь же выращиваются лен и сахарная свекла, а на юге имеются посевы арахиса, хлопчатника, табака, кунжута.
Население прибрежных частей района занимается рыболовством. В восточных и северных лесах добывают пушнину, женьшень, на юге разводят дубовый шелкопряд, выращивают знаменитые по всей стране яблоки.
Северо-Восточный Китай отличается сравнительно густой железнодорожной сетью: на его долю приходится примерно Уз общей протяженности железных дорог Китая. Немалое значение имеет речное судоходство, особенно по Сунгари. Важнейший морской порт — Далянь.
Среди городов Северо-Восточного Китая выделяется административный центр провинции Ляонин Шэньян — одна из основных баз тяжелой промышленности страны и весьма крупный узел нескольких железных дорог, связывающих район с другими частями Китая. Город расположен на притоке р. Ляохэ. Население—7,76 млн. человек (2009 г.). Главная отрасль промышленности — машиностроение, развиты также химическая промышленность, черная и цветная металлургия. Шэньян (прежнее название Мукден)— древнейший город, во время господства маньчжуров был «второй столицей» Китая. Сложность исторического развития обусловила разностильность и хаотичность его застройки. Основной фабричный район расположен в западной части, где предприятия чередуются с кирпичными двух- и трехэтажными жилыми домами для рабочих. В восточной части, на территории бывшей японской концессии, в прошлом наиболее благоустроенной, размещаются административные, культурные и учебные учреждения. Внутренний город— самая старая, прежде торгово-ремесленная часть Шэньяна. К югу от города, в ранее болотистой местности, разбиты парки. Живописны северные предместья, изобилующие искусственными озерами, рощами и памятниками старины; здесь находятся дворцы и храмы эпохи правления маньчжурской династии. Часть их расположена также и на восточной окраине города. В ряде дворцов размещаются музеи. В Шэньяне около трех десятков вузов и техникумов, научно-исследовательские учреждения, театры, крупнейшая в Северо-Восточном Китае библиотека.
Второй по величине и значению центр района — Люйда включает два города: Люйшунь и Далянь (6,2 млн. человек). Ведущие отрасли промышленности — машиностроительная, химическая, металлургическая и нефтеперерабатывающая. Имеются предприятия по производству цемента, текстиля, консервов. Основная часть промышленности сосредоточена в Даляне. Далянь — один из крупнейших в Китае морских портов. К району порта прилегают кварталы современной застройки, где размещаются административные учреждения и магазины; более старая часть города находится западнее. Люйшунь, военно-морская база, расположен к юго-западу от Даляня. Он делится на кварталы старой и современной застройки, располагающиеся соответственно к востоку и западу от железнодорожного вокзала.
К числу важнейших промышленных центров Китая относится город Фушунь (более 2 млн. человек) — крупный центр энергетической, каменноугольной, химической и машиностроительной промышленности. Здесь действуют алюминиевый завод, два крупных цементных завода, завод черной металлургии. Эти предприятия имеют общегосударственное значение. Фушунь возник как шахтерский поселок в начале нашего века, когда здесь началась разработка угля в связи со строительством Китайско-Восточной железной дороги.
Предприятия, шахты и жилые кварталы тянутся длинной полосой, протяженностью в несколько десятков километров по левому берегу р. Хунь-хэ. На западе они смыкаются с пригородами Шэньяна.
В провинции Ляонин находится главная база черной металлургии Китая— город Аньшань (более 3,5 млн. человек). Здесь производятся также оборудование для горнодобывающей промышленности, мощные тракторы, осуществляется переработка нефти.
Начало развитию Аньшаня было положено в годы первой мировой войны, когда были задуты две первые домны. Удобное расположение города — вблизи месторождений железной руды и каменного угля, на железнодорожной магистрали, ведущей к морским портам на юге района — способствовало его быстрому росту. Центр города застроен стандартными жилыми и административными зданиями. Предприятия размещены в широко раскинувшихся предместьях.
Административный центр провинции Хэйлунцзян — Харбин (3,3 млн. человек) своим развитием обязан строительству Китайско-Восточной железной дороги в начале нашего века. Выгодно расположенный на пересечении железнодорожной магистрали с судоходной рекой Сунгари, Харбин, бывший до этого маленьким рыбацким селением, стал быстро расти. Промышленность Харбина первоначально была представлена предприятиями по переработке продукции сельского хозяйства окрестных районов— зерна, соевых бобов, табака, сахарной свеклы. Сейчас Харбин — один из крупнейших в стране производителей электроэнергетического оборудования, шарикоподшипников, металлорежущих станков, измерительного инструмента, электротехнических и радиотехнических изделий. Развита текстильная и пищевая промышленность. Здесь находятся крупнейший в Китае льнокомбинат, камвольная, ковровая и текстильные фабрики.
По характеру застройки Харбин значительно отличается от других центров Северо-Восточного Китая, напоминая русские города. По берегу Сунгари, вблизи порта, располагается старый промышленно-торговый район Харбина. Современные кварталы более удалены от реки.
Вторым по значению промышленным центром провинции Хэйлунцзян, имеющим общекитайское значение, является город Цицикар (6 млн. человек), включающий в свой состав большие города Фулаэрцзи и Анъанци. Ведущие отрасли промышленности – тяжелое машиностроение и качественная металлургия, представленная флагманом китайской металлургии — заводом спецсталей, построенным с помощью СССР. Цицикар, расположенный на левом берегу р. Нуньцзян у подножья Большого Хингана, одно из первых китайских поселений в Маньчжурии, основанное в конце XVII в. Это был небольшой городок, выполнявший функции административного центра провинции Хэйлунцзян. Сооружение Китайско-Восточной железной дороги, пересекшей Анъанци, стимулировало промышленное развитие города. В конце 1920-х — начале 30-х годов Цицикар был соединен железными дорогами с северо-восточной и южной частями района. К предприятиям по переработке сельскохозяйственного сырья (сои, зерна, сахарной свеклы) и производству бумаги добавились заводы, выпускающие паровозы, вагоны, тяжелые станки, оборудование для горнодобывающей и металлургической промышленности. Они размещаются у железнодорожного узла в Анъанци и в юго-западном индустриальном пригороде Фулаэрцзи, где находится и сталелитейный завод.
Чанчунь (6,83 млн. человек) — центр провинции Цзилинь—основан в 1825 г. До конца XIX в. он выполнял преимущественно торговые функции и стал быстро расти лишь в начале XX в., в связи с сооружением Китайско-Восточной железной дороги. После японской оккупации Северо-Восточного Китая в 1931 г. Чанчунь стал столицей марионеточного государства Маньчжоу-Го и был переименован в Синьцзин («новая столица»). Кварталы сооруженных в то время многоэтажных зданий, где жила правящая верхушка марионеточного государства, резко контрастировали со скоплениями лишенных элементарных удобств ветхих жилищ китайской бедноты. После образования КНР Чанчунь превратился в крупный промышленный центр. Сооружение с помощью СССР автомобильного завода в Чанчуне заложило основы китайского автомобилестроения. Развиты и другие отрасли машиностроения: производство тракторов, пассажирских вагонов, металлорежущих станков, электроэнергетического оборудования, радиотехника и электроника. Имеются предприятия химической, пищевой, деревообрабатывающей, асбестовой промышленности. Распространено кустарное производство ковров на экспорт.
Северный Китай
В Северный Китай входят провинции Хэбэй, Шаньси, автономный район Внутренняя Монголия и города центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь. Район составляет менее 1/12 территории и около 1/10 общей численности населения КНР, производит 1/5 валовой промышленной продукции.
Как тяжелая, так и легкая промышленность Северного Китая имеют общегосударственное значение. На долю района приходится 2/5 учтенных запасов угля и около 1/3 угледобычи. Наряду с Датунскими и Кайлуаньскими копями, одними из самых мощных в стране, имеются и другие значительные разработки. Важнейшую роль играют нефтяные ресурсы района, интенсивное освоение которых ведется к югу от Тяньцзиня (Даган). По производству электроэнергии Северному Китаю принадлежит третье место в стране после Северо-Восточного и Восточного районов. Подавляющая часть электроэнергии вырабатывается на тепловых станциях, работающих на угле. Наиболее крупные ТЭС находятся в Пекине и Тяньцзине. Многие электростанции объединены энергосистемой.
Северный Китай — важная металлургическая база страны. Развитию черной металлургии благоприятствует наличие значительных ресурсов высококачественных железных руд и легирующих металлов. Район располагает тремя крупными металлургическими комбинатами — в Баотоу, Пекине и Тайюане и несколькими сталелитейными и прокатными предприятиями.
Машиностроение района специализируется на производстве оборудования для электроэнергетики, металлургической, горнорудной, нефтедобывающей и химической промышленности, станков, локомотивов, вагонов, судов, радиотехнической и электронной аппаратуры. Важнейшие машиностроительные центры — Тяньцзинь, Пекин и Тайюань.
Из отраслей химической промышленности наиболее важно производство соды, химических волокон, пластмасс.
Северный Китай занимает второе место в стране после Восточного Китая по выпуску текстиля. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Тяньцзинь и Шицзячжуан. Развита также разнообразная пищевкусовая промышленность.
В сельском хозяйстве наряду с зерновым направлением, здесь преобладающим, немаловажную роль играют хлопководство, табаководство, возделывание арахиса и других масличных культур. Важнейшая зерновая культура — озимая пшеница, посевы которой широко распространены на Великой Китайской равнине. Из летних зерновых на северозападе и западе района выращивают просо и гаолян, а в более холодных местах — овес и яровую пшеницу. Поля хлопчатника концентрируются больше всего в долинах рек, вдоль Великого Китайского канала и у подножия Тайхан-шаня, ограждающего Великую Китайскую равнину с запада. Здесь же много фруктовых садов.
В местах, заселенных монголами, развито животноводство. Стада, состоящие преимущественно из овец и коз, крупного рогатого скота, лошадей, находятся круглый год на пастбищах. На территориях со смешанным, китайско-монгольским населением скот летом выгоняют на пастбище, а зимой содержат в загонах и стойлах. В земледельческих же частях Внутренней Монголии, где подавляющая масса населения — китайцы, скот (преимущественно свиньи) находится весь год на стойловом содержании.
По густоте железнодорожной сети Северный Китай уступает лишь Северо-Востоку. Развито также автомобильное и морское сообщение. Порт Тангу-Синьган, один из крупнейших в стране, являясь аванпортом Тяньцзиня, обеспечивает доступ к морю важной промышленной базы.
Особую роль в экономической истории Китая сыграл Великий Китайский канал. Он создавался на протяжении веков. Первые его участки были сооружены в глубокой древности. Когда в конце VI в. территория Китая была объединена в единую империю, возникла потребность в водном пути, который связал бы различные районы империи с ее столицей Лояном. В XIII в. столица была перенесена в Пекин, и появилась необходимость связать новый административный и культурный центр на севере Китая с богатыми южными районами прямым водным путем. Общая протяженность канала — свыше 1700 км. Великий канал в течение сотен лет являлся важнейшей транспортной артерией Китая, способствуя развитию внутренних экономических и культурных связей. По каналу перебрасывались сотни тысяч тонн различных грузов: из Центрального Китая на север везли рис, из Восточного — шелк, продукты морского промысла, медные изделия, из Южного — драгоценные металлы, слоновую кость. Великий* канал сохранил определенное значение и в наши дни. Построенный в 50-х годах канал Народной Победы (между реками Хуанхэ и Вэйхэ) не только дал воду для орошения, но и улучшил условия судоходства на северном участке Великого канала от Тяньцзиня до Линьцина, на котором могут ходить суда водоизмещением в несколько сот тонн.
Главный город Северного Китая — Пекин (более 19,8 млн. человек), политический,экономический и культурный центр страны. Первые упоминания о населенном пункте на территории современного Пекина восходят ко II тысячелетию до н. э. В X в. он главный город киданьского государства Ляо, в XII в. — чжурчжэнь-ского государства Цзинь, в XIII в. — столица огромной империи, находящейся под властью монгольской династии Юань. С изгнанием монголов и воцарением китайской династии Мин в XIV в. столица переносится в Нанкин, однако в начале XV в. Пекин возвращает себе функции политического центра Китая. При гоминьдановском режиме на короткое время столицей вновь стал Нанкин, но с образованием КНР Пекину был возвращен его прежний статус. История наложила неизгладимый отпечаток на застройку и облик города. Пекин состоит из Внутреннего города и примыкающего к нему с юга Внешнего города. В пределах первого заключен бывший императорский город с храмами и дворцами правителей Минской и Цин-ской династий, в центре которого императорский дворец Гугун,превращенный ныне в музей. В центральной части Внутреннего города, изобилующей прекрасными тенистыми парками, искусственными холмами и озерами, находится резиденция китайского правительства — Чжуннаньхай (по названию озера). С юга к императорскому городу, обнесенному стеной, примыкает центральная площадь Пекина — Тяньаньмынь (ворота Небесного спокойствия). На запад и восток от площади тянется главная магистраль города — Чанъаньцзе (улица Долгого спокойствия). В южной части Внешнего города высится знаменитый храм Неба.Живописны окрестности Пекина. К северо-западу от города расположен великолепный ансамбль дворцов и парков Ихэюань, бывшая летняя резиденция императоров, ныне излюбленное место отдыха жителей Пекина и гостей города. На север от Пекина дорога ведет к величественному комплексу погребальных сооружений императоров Минской династии. Пекин— важнейший транспортный узел, связанный железными дорогами со всеми основными районами страны. Аэропорт Шоуду — главный центр международных и внутренних воздушных линий. В Пекине издавна развиты художественно-кустарные промыслы: резьба по дереву,слоновой кости, нефриту, изготовление изделий из перегородчатой эмали,ковров. Промышленность была представлена добычей угля для бытовых нужд,производством чугуна, мостовых конструкций, паровозостроением. После образования КНР в Пекине получили развитие металлургия, машиностроение,приборостроение, радиоэлектроника, нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная,легкая и фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов. Промышленные предприятия концентрируются главным образом в двух районах Пекина: старом — западном и новом — восточном, а также на южной и юго-западной окраинах. Основные средства сообщения внутри города — трамвай, автобус, троллейбус. Немало грузовых рикш. Из-за перегруженности общественного транспорта многие пекинцы предпочитают ездить на работу на велосипедах. В конце 1960-х годов завершено строительство первой очереди метрополитена протяженностью 23 км от главного железнодорожного вокзала в центре Пекина до металлургического комбината в западном пригороде. Сооружение этой линии, однако, далеко не разрешило транспортных проблем города.
Второй по величине город Северного Китая и третий в стране (после Шанхая и Пекина) —Тяньцзинь (14,4 млн. человек). Он расположен в 45 км от моря вблизи слияния пяти рек, образующих самую значительную водную артерию восточной части района— Хайхэ. Морские суда грузоподъемностью до 3 тыс. т могут непосредственно достигать города. Более крупные, включая океанские, швартуются в Синьгане,расположенном в устье Хайхэ. Географическое положение на скрещении водных путей с важнейшими железными дорогами: Пекин — Шаньхайгуань и Тяньцзинь —Пукоу (Нанкин) весьма благоприятствует экономическому развитию города. Это обстоятельство прямо и косвенно отразилось на его планировке и застройке. В отличие от Пекина, исторически бывшего политическим и культурным центром страны, в развитии Тяньцзиня важнейшую роль сыграло то, что он в середине прошлого века был оккупирован английскими и французскими войсками и стал одним из главным«открытых портов» Китая. В городе были основаны концессии различных иностранных держав. В начале нашего века при подавлении боксерского восстания старому Тяньцзиню был нанесен большой ущерб, после чего началась активная реконструкция его на западный манер. Этот период запечатлен в разностильности архитектуры жилых и деловых кварталов города. В прошлом Тяньцзинь был прежде всего центром текстильной и в меньшей степени пищевой промышленности. После образования КНР здесь стало развиваться сталелитейное, машиностроительное, химическое производство,производство радиотехнических и электронных изделий, различной аппаратуры и средств связи. Тяньцзинь — важнейший торгово-транспортный центр Китая. К городу примыкает Тяньцзиньский порт, объединяющий собственно порт Тяньцзинь, аванпорты Тангу и Синьган. Ежегодно в порт заходит более. 1600 иностранных судов. Город Таншань (7,1 млн. человек) — центр Кайлуаньского угольного бассейна. Его рост начался с 1880-х годов в связи с началом активной разработки местных угольных месторождений. В настоящее время развито производство цемента, металлургия,машиностроение, химическая промышленность. Развитию города способствовало выгодное местоположение на железнодорожной магистрали, соединяющей Северо-Восточный Китай с Северным Китаем, посредине между двумя крупнейшими морскими портами района — Тяньцзинем и Цинь-хуандао. В 1976 г. город пострадал от сильного землетрясения. Административным центром провинции Хэбэй является город Шицзячжуан — четвертый (после Пекина,Тяньцзиня и Таншаня) но объему производства валовой продукции промышленный центр Северного Китая с населением 9,6 млн. человек. Основу экономики города составляет легкая, и прежде всего текстильная промышленность. Шицзячжуан —молодой город. Еще в 20 века здесь была лишь небольшая деревушка. Город возник в связи с прокладкой железнодорожной магистрали, связавшей Пекин с Гуанчжоу.Становлению Шицзячжуана как центра текстильного производства благоприятствовало его географическое положение в центре одного из ведущих хлопководческих районов страны. Административный центр провинции Шаньси — город Тайюань (3,4 млн. человек – 2003 г.) после победы революции 1949 г. получил бурное развитие: здесь вырос один из крупнейших в Китае металлургических комбинатов, сырьевую базу которого составляют местные месторождения угля, железной руды, известняка и огнеупорных глин.Развиты тяжелое машиностроение и электротехническая промышленность,производство химических удобрений и пластмасс, выплавка алюминия. Тайюань относится к числу самых древних городов на Великой Китайской равнине. История его восходит к I тысячелетию до н. э. Он распланирован в виде традиционного прямоугольника, стороны которого образованы городскими стенами.Металлургический комбинат расположен в северном предместье города, завод тяжелого машиностроения — в западном. Вблизи Тайюаня в горе Тяньлуншань находится пещерный храм, сооруженный в VI в. Главным промышленным центром автономного района Внутренняя Монголия является город Баотоу (2,6 млн человек – 2006 г.). В годы первой пятилетки город начал превращаться в один из ведущих в Китае центров черной и цветной металлургии.Наряду с этим получили развитие химическая, легкая промышленность, машиностроение,производство сахара. Выдвижение Баотоу сначала как торгового, а затем как промышленного центра началось ,в 1920-х годах после сооружения железной дороги, соединившей его с Пекином. Развитие города стимулировалось его удобным расположением на пересечении железнодорожных путей с водными, на стыке земледельческих районов с животноводческими,вблизи разработок угля и железной руды. Сегодня планировку города и характер его застройки определяют промышленные предприятия, протянувшиеся на многие десятки километров — от угольных копей на востоке до металлургического комплекса на западе.
Восточный Китай Восточный Китай, составляющий 1/12 территории и почти 1/3 численности населения страны,включает провинции Шаньдун, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Фуцзянь и город центрального подчинения Шанхай. На район приходится 36% валовой промышленной продукции страны. К восточнокитайскому побережью примыкает первый по величине остров Китая Тайвань. В природном отношении район весьма неоднороден. Северная часть его преимущественно плоская, на юге же, напротив, преобладает холмистый и горный рельеф, в который вкраплены речные долины и озерные котловины.Строение поверхности непосредственно отражается на характере хозяйственного освоения территории. Низменности Восточного Китая принадлежат к числу наиболее плотно населенных и самым интенсивным образом используемых для земледелия территорий мира. Севернее р. Хуайхэ, в Шаньдуне и северной части провинции Аньхой, преобладает пшеница.К югу от р. Хуайхэ большая часть пахотной площади орошается; бесчисленные каналы, пруды, озера питают влагой пространства заливных рисовых полей. Пшеница выращивается преимущественно как зимняя культура. Рис — главная культура и в межгорных понижениях, и в речных долинах южной части района. Восточный Китай является важнейшей хлопководческой базой страны. Общекитайское значение имеет чаеводство (в Чжэцзяне, Цзянси, Фуцзя-ни), шелководство (в Чжэцзяне), садоводство,искусственное рыборазведение. Восточный Китай беднее углем, чем Северо-Восточный и Северный Китай. Однако Хуайнаньские копи — одно из крупнейших угледобывающих предприятий в стране. В значительных масштабах ведется добыча угля также в Шаньдуне и Цзянси. Электроэнергетика района работает частично на собственном, а частично на привозном (из Северного Китая) угле. В последние годы развивается нефтедобыча в Шаньдуне. Имеется ряд ГЭС, наиболее мощные из которых находятся в провинции Чжэцзян. Восточный Китай— район развитого машиностроения и разнообразной легкой промышленности. Подавляющая часть промышленной продукции производится в Шанхае — важнейшем индустриальном центре страны. Шанхай (19 млн. человек) — крупнейший в Китае и один из самых больших городов мира, речной и морской порт и узел Шанхай-Нанкинской и Шанхай-Ханчжоуской железных дорог. Он расположен на р. Хуанпу — притоке Янцзы.В прошлом преобладала легкая, главным образом текстильная промышленность. После образования КНР намного выросла тяжелая промышленность. Шанхай — важнейший в стране центр производства стали, оборудования для горнодобывающей,металлургической, нефтяной, химической, электроэнергетической, текстильной,полиграфической и бумажной промышленности, судов, станков, приборов,электронной аппаратуры. Машины и оборудование вывозятся в различные города и районы страны и за границу. Шанхай занимает ведущее место в стране по выпуску синтетических волокон, пластмасс, красителей, лаков и масел, моющих средств,фармацевтических препаратов, минеральных удобрений, нефтепереработке. Развита резиновая промышленность, особенно производство автопокрышек. В черной металлургии преобладает выпуск стали и стального проката. На долю Шанхая падает около 1/4 общекитайского производства текстиля, в том числе 3/5производства шерстяных тканей. Развита пищевкусовая промышленность, особенно табачная. Шанхай служит важнейшим поставщиком разнообразных товаров широкого потребления (радиоприемников, часов, швейных машин, велосипедов,фотоаппаратов, посуды и др.) для многих районов страны и на экспорт.
Шанхай по грузообороту опережает все прочие порты страны. В прошлом Шанхайский порт ориентировался преимущественно на внешнюю торговлю. В настоящее время он обслуживает и внутренние перевозки (включая каботажные и речные по р. Янцзы). В окрестностях Шанхая развито сельское хозяйство пригородного типа, снабжающее горожан овощами, мясом, рыбой, молоком. Значительные площади заняты под хлопчатником и зерновыми. ВIV в. н. э. на месте современного Шанхая была небольшая рыбацкая деревушка.Быстрый рост Шанхая начался после объявления его открытым портом в 1842 г.Географическое положение города вблизи устья Янцзы, крупнейшей транспортной артерии, связывающей обширные внутренние районы страны с морем, способствовало превращению его в опорный пункт экономической экспансии капиталистических держав в Китае. В Шанхае были созданы иностранные сеттлменты. После 1857 г.,когда иностранные компании получили право судоходства по Янцзы, Шанхай стал первостепенным портом и главным торговым и финансовым центром Китая. На территории сеттлментов возникли банки, посреднические конторы, заводы и фабрики. Получила развитие и национальная промышленность, особенно в годы первой мировой войны. В 1920-х и 30-х годах усилилось влияние японского капитала. В Шанхае была сосредоточена большая часть промышленного пролетариата страны. Город неоднократно становился ареной ожесточенных классовых боев. Глубокие социальные противоречия отразились в характере планировки и застройки Шанхая.Благоустроенным кварталам с широкими проспектами, зелеными массивами парков,многоэтажными зданиями банков, контор и отелей и фешенебельными особняками иностранных капиталистов, китайской компрадорской буржуазии, помещиков и крупных чиновников противостояли узкие грязные улочки, забитые лачугами, где в невероятной скученности жила городская беднота. Ряд районов города пользовался дурной славой самых злостных в стране очагов бандитизма и проституции. После победы народной революции в 1949 г. началась реконструкция города. Новая промышленность создавалась преимущественно за чертой старого Шанхая, куда были выведены и многие предприятия, размещавшиеся прежде в жилых кварталах. На севере наряду со старыми заводскими районами стали расти новые районы машиностроения и химической промышленности. На южной окраине также появились предприятия машиностроения и приборостроения. С конца 1950-х годов, однако, развитие города приняло хаотичный характер. Расширились производственные мощности предприятий черной металлургии и нефтехимии, потреблявших большое количество дальнепривозного сырья и энергии. Плотность промышленной застройки городской территории превысила допустимые пределы: свободных участков в городе практически не осталось. В настоящее время Шанхай дает 1/8 промышленной продукции КНР, 1/6 стоимости экспорта и поступлений в государственный бюджет.Вместе с тем жилищные условия значительной части населения остаются неблагоприятными,много ветхих, неблагоустроенных домов. Серьезную проблему представляет сильное загрязнение воздушного бассейна и речных вод промышленными отходами. Предстоит проделать большую работу для улучшения коммунально-бытового обслуживания населения, торговли, общественного транспорта, здравоохранения, водоснабжения,канализации. Наиболее привлекательны центральные районы Шанхая, ограниченные р. Хуанпу и ее притоком. На главной улице Наньцзинлу, пересекающей весь город с востока на запад, сосредоточены лучшие магазины и расположена гостиница «Хэпин». На территории бывшего ипподрома разбит Народный парк. Одно из красивейших мест Шанхая — набережная р. Хуанпу с зелеными массивами скверов, к которой выходит Наньцзинлу и другие параллельные ей центральные улицы. Памятники старины расположены большей частью в южной, самой древней части города. Помимо Шанхая в Восточном Китае находятся и другие важные промышленные центры. Многие из них по структуре производства напоминают Шанхай: ведущими отраслями являются машиностроение (транспортное, текстильное, энергетическое,станкостроение) и текстильная промышленность.
Нанкин(7,6 млн. человек) — один из наиболее древних городов Восточного Китая, имеющий3500-летнюю историю. В свое время он был столицей страны, в настоящее время административный центр провинции Цзянсу. В прошлом город располагал незначительной промышленностью, представленной главным образом производством сульфат-аммония, цемента, текстиля и фарфора. Сейчас освоено производство ряда видов химической продукции, построен крупный нефтеперерабатывающий завод. Машиностроительные предприятия Нанкина выпускают электроэнергетическое, текстильное, сельскохозяйственное оборудование,станки, автомашины. Развито радиоэлектронное производство. Город,окруженный стеной протяженностью 35 км, находится на правом, низком берегу Янцзы, но к самой реке примыкает только портовая часть, находящаяся за пределами стены. Центральная же часть Нанкина располагается ближе к возвышающимся на востоке, юге и севере холмам. Химические предприятия находятся на другом берегу Янцзы, в Пукоу, с которым раньше Нанкин был соединен железнодорожным паромом, а теперь — двухъярусным мостом. В восточной части города немало памятников старины: пагоды, могилы императоров.Здесь же находится мемориал Сунь Ятсена. Остров Тайвань отделен от юго-восточного побережья материковой части страны проливом,ширина которого в самом узком месте составляет 130 км. Тайвань находится под контролем гоминьдановских властей. Сельское хозяйство острова специализируется главным образом на выращивании риса и сахарного тростника. Обе культуры возделываются преимущественно в западной, равнинной части Тайваня на орошаемых землях. Большое значение имеют свиноводство, рыболовство и производство тропических фруктов (особенно бананов и ананасов), чая, камфары. На местном сельскохозяйственном и минеральном (нефть, газ, каменный уголь) сырье базируется разнообразная промышленность: сахарная, нефтеперерабатывающая,химическая, цементная. Черная металлургия использует частично привозное сырье.Развиты также судостроение, радиоэлектроника, текстильное производство,выплавка алюминия, лесопереработка. Тайвань ведет активную торговлю с Японией, США, странами Юго-Восточной Азии. Вывозится текстиль, готовая одежда, ввозятся разнообразные промышленные товары,полуфабрикаты, сырье. В Центрально-Южный Китай входят провинции Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуандун и Гуанси-Чжуанский автономный район. На долю района приходится около 1/9территории и 1/4 численности населения страны. На западе территория района гориста, и на юго-западе она сливается с Юньнань-Гуйчжоуским нагорьем.Восточная половина Хэнани относится к Великой Китайской равнине. Юго-восточная часть Хубэя и северо-восточная часть Хунани занимают обширную низменность,тяготеющую к среднему течению Янцзы и изобилующую многочисленными ее притоками и озерами. Провинция Гуандун и Гуанси-Чжуанский автономный район на северо-востоке примыкают к Чжэцзян-Фуцзяньской горнохолмистой местности. На юге район широкой полосой выходит к Южно-Китайскому морю. Береговая линия протянулась здесь на 7000 км. К югу от полуострова Лэйчжоу расположен второй по величине остров Китая — Хайнань, протяженность которого с севера на юг равняется180 км, а с востока на запад — 270 км. В Хэнани из зерновых культур наиболее распространена пшеница, по сбору которой провинция занимает первое место в стране; из технических культур основные —соя, хлопчатник и табак. Провинция Хунань — важнейшая рисовая житница страны.Разведение риса сочетается с выращиванием хлопчатника, рапса, чая, древесных культур. В провинции Гуандун и Гуанси-Чжуан-ском автономном районе рисоводство дополняется возделыванием тропических и субтропических культур. Наибольшей концентрации посевы риса достигают в дельте р. Чжуцзян, долинах ее притоков и на побережье полуострова Лэйчжоу. Здесь собирают по два урожая риса в год, а на острове Хайнань — три урожая. Весенний рис на равнине сеют в марте, а жнут в июле,второй же урожай убирают в ноябре. В северных холмистых частях провинции и автономного района, где вегетационный период короче, поздний рис высевают в междурядьях раннего и урожаи снимают с двухмесячным промежутком
Из субтропических культур распространены сахарный тростник и разнообразные фрукты: бананы, ананасы, цитрусовые. Немало древесных пород, которые дают ценные масла: тунговое, анисовое, камфорное. На Хайнане растут кокосовые пальмы, кофе, каучуконосная гевея. В дельте р. Чжуцзян занимаются шелководством,которое сочетается с искусственным рыборазведением: рыбу подкармливают отходами шелководства, а тутовые деревья удобряют илом со дна прудов. Немалое значение имеет и прибрежное рыболовство. Важнейшим экономическим центром Центрально-Южного Китая является Ухань (9,7 млн.человек), который занимает благоприятное географическое положение на пересечении Янцзы с железнодорожной магистралью, соединяющей северные и южные районы страны. В первой пятилетке в Ухани был заложен комплекс предприятий тяжелой промышленности, включающий металлургический комбинат,машиностроительные и химические заводы. Сырьевая база комплекса представлена расположенными недалеко железорудными разработками, залежами разнообразных цветных металлов в Хунани, Гуанси-Чжуанском автономном районе и в соседней с районом провинции Цзянси. Топливо поступает из провинций Хэнань и Цзянси. Ухань включает в себя три города: Ханькоу, Ханьян и Учан. Крупнейший из них —Ханькоу, расположенный на левом берегу Янцзы при впадении притока р. Ханьшуй.В середине прошлого века Ханькоу вследствие иностранной экспансии был объявлен открытым портом, что и определило его последующее экономическое развитие.Машиностроительные, химические, цементные и текстильные предприятия располагаются ближе к Янцзы на территории бывших иностранных концессий. Самая старая часть города тянется по берегу р. Ханьшуй. Ханьян стоит на противоположном берегу р. Ханьшуй. В конце прошлого века здесь был построен первый в стране металлургический завод, который во время антияпонской войны был перемещен в Чунцин. Ханьян соединен мостами с Ханькоу и Учаном. Учан,наиболее древний из городов, составляющих Ухань, находится на правом берегу Янцзы. Старый город, служащий резиденцией провинциальной администрации и культурных учреждений, окружен стеной. Промышленные предприятия, среди которых первое место занимает металлургический комбинат, выведены за его пределы. В северной части района — провинции Хэнань выделяются города Лоян, где развивается производство тракторов, подшипников и горного оборудования, цементная и пищевая промышленность, и Чжэнчжоу с предприятиями, выпускающими машины,химическую продукцию, текстиль, пищевые продукты. Лоян(более 6,5 млн. человек) — один из наиболее старых китайских городов — был столицей при ряде династий в VIII— VI вв. до н. э., в I—VI и в X вв. н. э. На территории города и его окрестностей сохранилось немало исторических и культурных памятников — от самых древних стоянок эпохи неолита до храмов, дворцов,мавзолеев периода расцвета средневековой китайской культуры. Вблизи Лояна находится один из первых в стране буддийских храмов, относящийся к I в. н. э. К югу от города в скалах высечен величественный храм Лунмынь, состоящий из нескольких сот пещер с многочисленными статуями буддийских богов высотой до 15м и рельефами, отображающими обряды, церемонии, мифологические сюжеты. До образования КНР в промышленном отношении город был совершенно не развит. После победы революции 1949 г., Лоян превратился в один из крупных центров машиностроительной, цементной, электроэнергетической и текстильной промышленности. Здесь имеется ряд предприятий, имеющих общекитайское значение:тракторный завод, завод горнорудного оборудования и подшипниковый завод.
Чжэнчжоу(7,4 млн. человек), административный центр провинции Хэнань, выгодно расположен на скрещении двух железнодорожных магистралей страны: меридиональной Пекин—Ханькоу и широтной, Лунхайской, в центре хлопково-пшеничного пояса. Это обстоятельство и определило быстрый рост промышленно-торговых функций города.Чжэнчжоу — один из наиболее развитых в индустриальном отношении городов Хэнани. Преобладающие отрасли промышленности — текстильная, машиностроение и пищевая. Здесь производятся железнодорожное и текстильное оборудование, абразивный инструмент, дизели, минеральные удобрения, товары широкого потребления.Имеется университет и несколько вузов. Чжэнчжоу также принадлежит к числу древнейших городских поселений страны. Вблизи него обнаружен ряд памятников,относящихся ко II тысячелетию до н. э. Старый, обрамленный стеной город растет преимущественно в западном и южном направлении, где проходят железнодорожные пути. Здесь размещаются промышленные предприятия и новые жилые кварталы. В провинции Хунань важнейшее значение имеют города Чанша, Сянтань, Чжучжоу и Хэнъян, где размещаются предприятия цветной металлургии, машиностроения,химической промышленности. Крупнейший из этих городов — Чанша (6,5 млн.человек), административный центр провинции Хунань, находится на правом берегу р. Сянцзян, впадающей в одно из самых больших озер Китая — Дунтинху. Истоки культурно-исторического и экономического значения Чанша восходят к древности.Однако наиболее быстро город стал расти в начале 20 века, особенно после постройки железных дорог, способствовавших быстрому расширению экономических связей богатой разнообразными ресурсами, но сравнительно замкнутой провинции с внешним рынком. Чанша превратился в поставщика разнообразных продуктов сельского хозяйства (прежде всего риса, чая, рапса), ценной древесины, цветных металлов; ныне здесь производятся тяжелые станки, точный инструмент,выплавляется алюминий. Город также славится разнообразными кустарными изделиями, особенно вышивками и фарфором. В Чанша много культурно-просветительных,учебных и научно-исследовательских учреждений, значительная часть которых находится в живописной местности на левом, возвышенном берегу реки. Гуанчжоу(10,5 млн. человек – 2003 г.), административный центр провинции Гуандун, раскинулся в дельте р. Чжуцзян. Более древние кварталы города — восточные (в прошлом«внутренний город», обнесенный стеной, которая позже была снесена).Иностранные концессии, возникшие после объявления Гуанчжоу в первой половинеXIX в. открытым портом, размещались на острове Шамянь, напротив западной части города. Гуанчжоу — крупнейший индустриальный центр на юге Китая. Общекитайское значение имеет производство судов, оборудования для сахарной промышленности,джутовых изделий, швейных машин, газетной бумаги и т. д. Имеются металлургический комбинат, автозавод, судостроительные верфи, завод тяжелого машиностроения,два тракторных завода, предприятия химической и пищевой промышленности. Гуанчжоу традиционно служит важным торгово-транспортным узлом для обширной территории,тяготеющей к бассейну р. Чжуцзян. Небольшие суда поднимаются далеко вверх по реке. Морские суда грузоподъемностью до 5 тыс. т могут заходить в город лишь во время прилива, поэтому морское судоходство обслуживается аванпортом Хуанпу,находящимся в 15 км от Гуанчжоу и связанным с ним железнодорожной веткой. Окрестности Гуанчжоу весьма живописны. С горы, находящейся на северо-востоке, открывается великолепная панорама города. В холмистой северной части Гуанчжоу разбит парк со стадионом, плавательным бассейном, здесь же немало исторических памятников.Город изобилует вечнозелеными субтропическими деревьями и кустарниками,защищающими пешеходов от палящих лучей солнца. Юго-Западный Китай Юго-Западный Китай (1/4 территории и 1/6 численности населения страны) охватывает провинции Сычуань,Юньнань, Гуйчжоу и Тибетский автономный район. Территория провинции Сычуань состоит из котловины и окружающих ее гор, особенно высоких на западе. Остальную часть района занимает Юньнань-Гуйчжоуское и Тибетское нагорья.
Сычуаньская котловина — одна из наиболее густонаселенных частей страны с богатыми природными ресурсами, интенсивным сельским хозяйством и значительной промышленной базой. Защищенная от холодных воздушных течений хребтами, Сычуаньская котловина отличается самой мягкой во всем бассейне Янцзы зимой (средняя январская температура выше +6°, снег выпадает крайне редко), жарким, влажным и продолжительным летом. С давних пор земледельцы стали осваивать этот благодатный край. Еще в III в. до н. э. на равнине Чэн-ду было создано одно из уникальных ирригационных сооружений в мире — Дуцзянъяньская оросительная система, пересекающая десятками каналов всю равнину. Не менее рачительно используются и холмистые участки. Склоны холмов покрыты искусственными террасами, нередко поднимающимися гигантской лестницей от подножия до самой вершины. Сычуаньская котловина — важнейшая житница страны. Особенно широко распространены посевы риса. Зимой на рисовых полях сеют пшеницу. На холмах выращивают кукурузу, гаолян, просо, батат. Много разнообразных технических культур — сахарного тростника, хлопчатника, джута, рапса, табака, чая. Повсеместно встречаются субтропические фруктовые сады. Развито шелководство, свиноводство. На Юньнань-Гуйчжоуском нагорье сельское хозяйство в основном того же типа, как и в Сычуани, стой разницей, что здесь редко встречаются крупные массивы освоенной земли. Поля разбиты на плоских платообразных возвышенностях, в долинах небольших рек, на террасированных горных склонах. В Тибете важнейшая отрасль сельского хозяйства — животноводство. Стада летом находятся на высокогорных пастбищах, а осенью спускаются к подножию гор и в долины.Наибольшее значение имеет разведение яков, которые лучше других видов крупного рогатого скота приспособлены к суровым природным условиям высокогорья. Тибетцы употребляют в пищу ячье мясо и молоко, из ячьей шерсти плетут ковры, из шкур делают лодки. Разводят также коров, лошадей. Земледелием занимаются в речных долинах и межгорных котловинах. Основные культуры — ячмень, гречиха, рожь,горох. Среди промышленных центров Юго-Западного Китая особенно выделяется Чунцин (около 6млн. человек, агломерация 30 млн.). Наибольшее значение здесь имеют черная металлургия, обеспеченная местными сырьевыми и энергетическими ресурсами,цветная а металлургия, станкостроение, транспортное машиностроение,нефтехимия, цементная, хлопчатобумажная и пищевая их промышленность. Планировка Чунцина отличается от планировки многих других китайских городов.Неповторимость и своеобразное очарование обусловлены прежде всего особенностями местоположения Чунцина: он стоит на высоком крутом узком мысу, обтекаемом с двух сторон сливающимися здесь Янцзы и ее притоком. Ряды домов и улицы располагаются уступами от прилегающего к реке подножия горы к вершине. Ночной Чунцин похож на расцвеченный огнями многопалубный корабль,окруженный бурными водами. Первое поселение на месте Чунцина возникло несколько тысяч лет назад. Старый город располагался преимущественно внизу, на берегу Янцзы. Застройка возвышенной части особенно интенсивно развернулась в годы антияпонской войны, когда восточные районы страны были оккупированы и Чунцин стал временной столицей гоминьдановского Китая. С особенностями местного рельефа связано и наличие вблизи Чунцина ряда городов-спутников, где размещаются многие промышленные предприятия. Чэнду(4,6 млн. человек, агломерация - 11 млн.) — второй по величине город и административный центр провинции Сычуань. Расположенный на равнине, он имеет более традиционную планировку. Город окружен стеной протяженностью около 20км. Находясь в центре гигантской ирригационной сети, обильно орошающей прилегающую равнину, Чэнду изборожден каналами. В нем насчитывается более 100 больших и малых мостов. Прямые улицы располагаются большей частью параллельно или перпендикулярно друг другу, напоминая тем самым Пекин. В прошлом недостаточно благоустроенный, Чэнду нередко в пору паводка заливался водами окаймляющей город реки. До образования КНР промышленное значение Чэнду было невелико, он выделялся прежде всего как центр торговли и кустарных промыслов. В настоящее время в Чэнду развивается радиоэлектронная промышленность, производство режущих и измерительных инструментов. В промышленном районе, расположенном к северо-востоку от города, вдоль железной дороги, имеются предприятия по производству цемента и минеральных удобрений.
К Чунцину и Чэнду тяготеет ряд небольших очагов переработки местного минерального и сельскохозяйственного сырья. Здесь развита химическая, сахарная, бумажная,хлопчатобумажная и другие отрасли промышленности. Наряду с тепловыми электростанциями энергию поставляют также различные по мощности ГЭС. В южной части района промышленность представлена разработкой богатых месторождений меди, олова, ртути, по запасам которых Юго-Западный Китай занимает первое место в стране. Обрабатывающая промышленность — машиностроительная,цветная металлургия и другие — сосредоточена главным обра-дом в Куньмине и Гуйяне. Куньмин(6,25 млн. человек) — административный центр провинции Юньнань, расположенный на одном из плато Юньнань-Гуйчжоуского нагорья на берегу озера, один из самых красивых городов Китая. С трех сторон его окружают горы. Благодаря ровному,мягкому климату Куньмин называют «городом вечной весны». Улицы круглый год утопают в зелени и цветах. В результате промышленного развития в годы первой пятилетки Куньмин вошел в число крупнейших промышленных центров Китая. Здесь имеются предприятия черной и цветной металлургии, точного машиностроения,электронной техники, химических удобрений.
Последние комментарии
1 год 42 недели назад
2 года 16 недель назад
2 года 17 недель назад
2 года 26 недель назад
2 года 46 недель назад
2 года 46 недель назад
2 года 47 недель назад
2 года 49 недель назад
2 года 50 недель назад
2 года 51 неделя назад